контакты написать письмо карта сайта

Пятница, 27 апреля 2018 года

телефон: 8 (3822) 46-86-50
факс: 8 (3822) 46-86-50

Новости
12.11.2015 - Ученые выяснили, как кора Земли раскололась на плиты в древности

Американские геологи нашли объяснение тому, как монолитная кора Земли могла расколоться в далекой юности нашей планеты, что запустило дрейф материков и спасло нашу планету от превращения в безжизненный аналог современной Венеры. Тектонические плиты Земли появились в результате "всплытия" мощного фонтана расплавленной материи мантии к поверхности планеты, который пробил "крышку" земной коры и заставил ее расколоться на части, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

В начале 20 века немецкий метеоролог Альфред Вегенер, а затем в середине 50 годов и другие ученые, начали осознавать, что материки и прочие элементы поверхности Земли не стоят на месте, а медленно дрейфуют. С этого времени геологи начали задаваться вопросом – когда на Земле начались тектонические процессы и как они возникли.

Как объясняет Скотт Уоттэм (Scott Whattam) из университета Техаса (США) и его коллеги, на заре своего существования Земля была покрыта монолитной "броней" из земной коры, которая была похожа по своей структуре на то, как устроен верхний слой литосферы Венеры. В то время на Земле не существовало континентов, гор и равнин, а только глобальный мировой океан.

Учитывая то, что кора Венеры остается стабильной уже несколько миллиардов лет, ученые предполагали, что тектоника на Земле была запущена не в результате внутренних, а внешних процессов – падения крупного астероида или кометы, или даже прародителя Луны, которые могли расколоть кору и заставить ее распасться на части.

Уоттэм и его коллеги выяснили, что на самом деле тектоника могла быть запущена в результате процессов в самих недрах Земли, изучая отложения относительно молодых океанических базальтов в Карибском море. Всплытие мантии в Сибири стало причиной Пермского вымирания животных

В этих базальтах геологи открыли необычную "дыру", которая возникла примерно 100 миллионов лет назад в результате всплытия так называемого плюма – горячего потока расплавленных пород мантии, который быстро движется к поверхности литосферы. Примерно в это же время тектоническая плита, на которой находится эта "дыра", начала погружаться под соседние плиты. Это натолкнуло группу Уоттэма на мысль, что образование подобных структур могло привести к расколу монолитной коры Земли в далеком прошлом. Они проверили ее при помощи компьютерной модели древней Земли, в мантии которой периодически возникали плюмы. Так выглядит ядро нашей планеты в представлении авторов статьи © Фото: Lachina Publishing Services Ядро Земли оказалось трехслойной "матрешкой", выяснили геологи

Как оказалось, плюмы действительно оказались способными расколоть большие участки земной коры на относительно небольшие литосферные плиты. Это происходит благодаря тому, что всплывшая материя магмы будет ослаблять породы вокруг "дыры", превращая ее в воронку, растягивающую и ослабляющую литосферу.

Подобные воронки, как признают ученые, будут возникать только при определенных условиях и обстоятельствах, таких как низкая температура коры в точке всплытия плюма. Это может объяснять то, почему на Венере нет тектоники и почему она превратилась в вулканический ад, где сегодня царят сверхвысокие температуры и чья атмосфера заполнена серной кислотой и углекислым газом.

Сетевое издание «РИА Новости»